Полтавская областная литературная газета, 2015, № 8, С.7-8.


Слово «асаул» заимствовано из тюркских языков, где jasaul – распорядитель, исполнитель повелений [7], а у казаков означает «старший военный помощник», «правая рука военачальника». Например, в структуре Войска Запорожского мы находим: «№ 5 – генеральный осавул; № 10 – осавул артиллерии генеральный; № 19 – осавул полковой; № 26 – осавул полковой охочекомонных полков; № 30 – осавул артиллерии полковой; № 38 – осавул сотенный» [19, с. 242-244].

Позже во время крепостничества, исполнителем повелений помещика, а проще надсмотрщиком, являлся осавул. В старинной украинской народной песне поется: «…Осавулы с нагаямы на панщину гонят…». Классик украинской литературы И. Нечуй-Левыцький в повести Мыкола Джеря при описании жизни крепостных на одну из главных ролей поместил осавула - приказчика помещика (барина) [28, с.34-142]. Нашел свое место этот персонаж и в творчестве Т. Г. Шевченко [32].

Но в тюркском языке нет слова «асаул». Оно не тюркского происхождения. Это раннеиранское слово, которое позднее пришло в тюркский язык готовым. Трудами многих ученых твердо установлено, что на юго-востоке Европы во II – Iвв. до н.э. жили ираноязычные племена аорсы («белые аланы»), роксоланы («светлые аланы»), алано – аорсы (по терминологии Птоломея, II в.) и алано – сарматы (Маркиан, V в.) [26, с.221]. Но после 49 г. (война между сарматскими племенами) все ираноязычное население покрывается новым этнонимом «аланы», который позже стал не только этническим, но и политическим, собирательным для большинства североиранских племен [2, с.10-13; 4, с.12; 24, с.80-95; 25, с.87]. Об этимологии этнонима «алан» существует много версий, однако в настоящее время в науке признана версия, обоснованная В.И. Абаевым. Слово «алан» является производным от общего наименование древних ариев и иранцев «arua». Первоначальное значение этого слова – «хозяин», «гость», «товарищ» [1, с.47; 3, с.246].

Начиная с IX-X вв. наименование «асы» все чаще появляется в письменных источниках [33, с.469], обычно рядом с аланами, как эквивалентные понятия [18, с.51], а генуэзец Иосафт Барбаро утверждает, что «асы» – это самоназвание алан [17, с.137].

Топонимика является бесспорным доказательством пребывания племен на определенной местности. Так название племени «аорсы» отложилось в имени реки Ворскла (Полтавщина) [14, с.17].

О влиянии асов на Крым свидетельствуют название «явно связанное с именем асов». В XIX в. у крымских татар существовал Асский джемат (община), селение Асс, урочища Биюк-Асс, Кучук-Асс в Асс-Джаранчи – в Джанкийском уезде [22, с.100-110; 23, с.28].

Длительное общение асов (степных алан) [8, с.15] с хазарами (носителями тюркских языков), а также последующее включение крымских и салтовских алан, проживавших в верховьях Дона и Северного Донца (ныне Харьковская область) в VIII в., в систему Хазарского каганата привело к взаимовлиянию культур и языков, что обусловило проникновение слова «асаул», «ясаул» в тюркский язык. Этому способствовало и то, что «многие восточнославянские племена в VIII-IXвв. находились под властью хазар и платили им дань» [5;11, с.46].

Сокрушительная победа князя Святослава в 965 г. над хазарами (асы их поддерживали) привела к гибели каганата [27, с.22]. Одним из возможных последствий победоносного похода Святослава стало расселение асов – носителей салтовско-маяцкой культуры в VIII-X вв. на половецких территориях. Они стали называться донскими асами, сохранили самостоятельность в условиях половецкого окружения и имели своих князей [9, с.212].

Русские князья вступали в династические браки с аланскими князьями. Так, например, Андрей Боголюбский был женат на ясыне. Сын Владимира Мономаха Ярополк женился на дочери «ясского князя», которая под именем Елена проходила в летописях как «благоверная княгиня Елена Яска». Великий князь Владимирский и Суздальский Всеволод III – Большое Гнездо (1176-1212) был женат на ясыне – великой княжне Марии, сестра которой была замужем за князем Черниговским Мстиславом Святославовичем. Упомянутая великая княжна Мария приходилась бабушкой по мужской линии прославленному русскому полководцу XIII в. Александру Невскому [3, с.69, 84; 15, с.37-42; 21].

В результате походов Владимира Мономаха на половцев в 1111 г. и 1116 г. княжества асов были разорены и переселены вглубь Киевской Руси. Но поскольку асы были хорошими воинами и защитниками от хазаров, печенегов или монголов, об этом свидетельствуют и византийских император Константин Багрянородный (905-959 гг.) [6, с.51] и епископ Феодор [16, с.17], их часто нанимали на службу князья Киевской Руси. Часть асов в составе войск русских князей участвовала в походах против половцев, а часть – охраняла рубежи Киевской Руси [20, с.210]. Как известно, порубежье находилось между реками Ворскла и Сула. Именно там и селились охранники рубежей русских – асы.

На древнеиранском языке «аса» означает «свободный», а «ул» - ребенок, сын. Соответственно в переводе с древнеиранского – «сын свободного» или «сын вольного» [10, с.755; 12, с.58; 30, с.72]. В древнерусский язык это слово вошло в этом же звучании, но позднее в украинском языке приобрело формы: ассаул, асавул, осавул; в русском языке: есаул, эсаул, ясаул.

В конце XIVвека на территорию южных земель древнерусского государства (ныне территория Украины) из Польши пришла традиция создания фамилий как особых, наследуемых родовых именований. Так возникла фамилия Асаул, сохранившая неизменным «профессиональное» именование, ставшее для нее основой [31]. Впоследствии семейные именования образовывались путем прибавления к основному слову (имени, прозвищу отца) суффиксов притяжательных: у украинцев образование фамилий осуществлялось при помощи суффиксов - енко, - юк, -ец; у русских – -ов, -ин; у белорусов – - ович.

В реестрах «всего войска Запорожского после Зборовского договора с королем польским Яном Казимиром, составленным 16 октября 1649 года», перечислены казаки с фамилией Асаул (Асавул, Асауленко, Асаулец) только в Миргородском полку: (Омелян и Петро Асауленко – сотня Миргородская, Данило Асавул – сотня Камышовская, Ясько Асаул – сотня Лубенская, Тимко Асаул – сотня Роменская) и в Полтавском: (Иван Асаулец – сотня Богацкая) [13, с.153, 159, 163, 198, 225].

Убеждает в правоте сформулированной гипотезы и дело о выкупе у помещика В.А.Попова местечка Решетиловка (Полтавская губерния). Уставная грамота от 08.06.1862 г. о выходе крестьян из крепостной зависимости среди подписантов и Иван Асаул, состоящий при экономии в должности землемера. В общественном приговоре Решетиловского сельского схода временно-обязанных крестьян от 17.05.1863 г. значатся аж 12 человек с фамилией Асаул [29].

Среди наиболее известных однофамильцев – Анатолий Николаевич Асаул, доктор экономических наук, профессор, заслуженный строитель РФ, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный деятель науки Удмуртской Республики, заслуженный деятель науки Тувинской Республики.

В наши дни эта старинная фамилия, несомненно, является памятником отечественной истории, а так же живым свидетелем взаимодействия культур, народов, населявших юго-восток Европы, их былого единства и исторической самобытности.

 

Литература:

  

1. Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка, т.1. М. – Л., 1958.

2. Абаев В.И. О некоторых лингвистических аспектах скифо-сарматской проблемы. В кН.: Проблемы скифской археологии. М., 1971.

3. Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор, 1. М. – Л., 1949.

4. Абаев В.И. Скифо-европейские изоглоссы. На стыке Востока и Запада. М., 1965.

5. Афанасьев Г.Е. Население лесостепей зоны бассейна Среднего Дона в VIII-Х вв. (аланский вариант салтово-маяцкой культуры). Археологические открытия на новостройках, вып.2. М., «Наука», 1987.

6. Багрянородный Константин. Об управлении империей. Под ред. Г.Г. Литаврина и А.П. Новосельцева. М., «Наука», 1989.

7. Баскаков Н.А. Русские фамилии тюркского происхождения. М., 1979.

8. Бруцкус Ю.Д. Письмо хазарского еврея от X века. Берлин, 1924.

9.       Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа IV-X вв. Изд. ЛГУ, 1979.

10. Гамкрелидзе Т.В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы, II. Тбилисси, 1984.

11. Гатье Ю.В. Ясы – аланы в ранней русской истории. ИТОИАЭ, т.1. Симферополь, 1927.

12. Грантовский Э.А., Раевский Д.С. Об ираноязычном и «индоарийском» населении Северного Причерноморья в античную эпоху. В кн.: Этногенез народов Балкан и Северного Причерноморья. Лингвистика, история, археология. М., «Наука», 1984.

13. Джерела з iсторiï Полтавського полку. Середына XVII-XVIII ст. Т.1; Компути та ревiзiï Полтавського полку. Компут 1949 р. Компут 1718р. / Упорядковання, подготовка до друку, вступна стаття В.О. Мокляка. – Полтава: АСМ, 2007.

14. Добродомов И.Г. Из аланских следов в топонимике Европейской части СССР. В кН.: Имя – этнос – история, М., 1989.

15. Добродомов И.Г. Об аланизмах в русском языке. В кн.: Осетинская филология (межвузовский сборник статей), вып.2. Орджоникидзе, 1981.

16. Епископ Феодор. Аланское послание. Перев. Ю. Кулановского. ЗООИД, т. XXI. Одесса, 1898.

17. Иосафт Барбаро. Путешествие в Тану, Барбаро и Контарини о России. К истории Азербайджана. СМОМПК, вып. XXXII. Тифлис, 1903.

18. Караулов Н.А. Сведения арабских географов IXи X вв. по Р. хр. о Кавказе, Армении и итало-русских свзей в XV в. Перев. Е.И. Скржинской. Л., 1971.

19. Крипякевич I. Iсторiя украïнского вiйська. Вид. Тиктора, ч.1. Львiв, 1936. - 288 с.

20. Кузнецов В.А. Очерки истории алан: 2-е изд. допол. – Владикавказ: Ир, 1992. – 392 с.

21. Кучкин В.А. К биографии Александра Невского. В кН.: Древнейшие государства на территории СССР. М., «Наука», 1986.

22. Лашков Ф.Ф. Исторический опыт крымско-татарского землевладения. ИТУАК. № 23. Симферополь, 1895 (с.100-110).

23. Маркевич А.И. Географическая номенклатура Крыма как исторический материал. ИТОНАЭ, т.11 (59). Симферополь, 1928 (с.28).

24. Миллер В.Ф. К иранскому элементу в припонтийских греческих надписях. ИАК, вып. 47, СПб., 1913.

25. Миллер В.Ф. Осетинские этюды, ч. III. М., 1887.

26. Минорский В.Ф. История Ширвака и Дербекда X-XI вв. М. 1963.

27. Мровели Леонти. Жизнь картлийских царей. Перев. Г.В. Цулая. М., «Наука», 1979.

28. Нечуй-Левицкий И.С. Собрание сочинений в 10 томах, Т.3, «Наукова думка». Киев, 1966.

29. Общественный приговор Решетиловского сельского схода временнообязанных крестьян от 17 мая 1863 г. (РГИА, ф.577 Главное выкупное учреждение Министерства финансов. РГИА. Оп. 30.Д.1862, л.10-14).

30. Оранский И.М. Введение в иранскую филологию. М., «Наука», 1988.

31. Тупиков Н.М. Словарь древнерусских личных имен. СПб.,1903.

32. Шевченко Т.Г. Кобзар. Днiпро,Киев,1974.

33. Minn E.N. Alani. Encyclopedia Britannica, t.1, London, 1911.

Сканированная версия: