02.09.2013

День памяти друга Решетняка Бориса Владимировича

благорд..jpg

Борис Владимирович Решетняк – коллега Анатолия Николаевича Асаула по работе в тресте «Севзапэлеваторстрой».

Решетняк родился 20 сентября 1940 года в украинском городе Смела Черкасской области, что примерно в пятистах километрах от Решетиловки. Отец Бориса работал машинистом паровоза, в 1946 году его откомандировали на Север, в город Печору Коми ССР. Там Борис закончил школу.

В 1958 году поступил в Ленинградский институт железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ) на факультет «Мосты и тоннели», на специальность «Промышленно-гражданское строительство» (ПГС). ЛИИЖТ окончил и герой нашей книги А.Н. Асаул.

После института Борис Владимирович работал на стройках Ленинграда и Ленинградской области мастером, производителем работ, старшим производителем работ, начальником участка, главным инженером «Главленинградстроя». Там же одно время работал и А.Н. Асаул.

В 1979 году Б.В. Решетняка назначили начальником строительного управления треста «Севзапэлеваторстрой» Министерства сельского строительства РСФСР, которое лет пять назад организовали в составе Минсельстроя СССР. Незадолго до этого управляющим трестом «Севзапэлеваторстрой» стал опытный элеваторщик Аркадий Антонович Горбунов. До его прихода трест был слабым, постоянно не выполнял план. А.А. Горбунов начал укреплять кадры, собрал сильную команду единомышленников, настоящих профессионалов. Он и пригласил Б.В. Решетняка возглавить строительное управление «Стройпоезд Э-26» (строительно-монтажный поезд по строительству элеваторов).

Примерно в то же время Управление механизации и автотранспорта треста «Севзапэлеваторстрой» возглавил А.Н. Асаул. Тогда-то Борис Владимирович познакомился с Анатолием Николаевичем.

Вот что рассказал Б.В. Решетняк:

– Мое строительное управление зависело от Управления механизации и автотранспорта. Как мы смогли бы уложить бетон без крана, или если бы он сломался?! Я звонил Анатолию Николаевичу и тот сразу присылал кран или бригаду ремонтников. Он , как и я, из когорты производственников, поэтому прекрасно понимал мои проблемы.

У нас была постоянная нехватка обслуживающего персонала, специалистов. Ему, как хлеб насущный, необходимы были высококвалифицированные механизаторы, водители, крановщики, бульдозеристы… А где их взять? Надо было сначала обучить, а потом совершенствовать их квалификацию.

Чтобы успешно руководить людьми, надо знать и понимать, что они делают. Поэтому Анатолий Николаевич сам освоил автотранспортные специальности. Водительское удостоверение на управление грузовыми автомобилями (категория С) он получил в 1977 г. и в дальнейшем, работая начальником УМиА, он прошел обучение и сдал экзамены на управление автомобилями и автобусами всех категорий (В. С, Д, Е). Я тоже все умел делать своими руками, освоил строительные специальности: бетонщика, каменщика, сварщика, монтажника…

Страной руководила коммунистическая партия (КПСС). Чтобы о ней сейчас ни говорили, надо признать, что в то время была настоящая государственная политика.

В Ленинграде ощущалась нехватка мяса, яиц, и, чтобы прокормить жителей, Обком партии во главе с первым секретарем Григорием Васильевичем Романовым принял решение создать в области сеть животноводческих хозяйств и птицефабрик.

Но ведь животных и птиц тоже надо чем-то кормить. Травы и зерна на их прокорм не хватало, нужен был комбикорм. А в Ленинграде работал единственный комбикормовый завод при мельничном комбинате имени С.М. Кирова да еще один – в Ленинградской области, в Гатчине. Обком принял решение их модернизировать, реконструировать и технически перевооружить, а также построить новые современные комбикормовые заводы.

С Анатолием Николаевичем я познакомился на строительстве большого, уникального Волосовского комбикормового комбината. Он должен был состоять из целой цепочки сложнейших технологических объектов – начиная от приема вагонов, машинной поставки сырья и заканчивая его переработкой.

Строительство комбикормового комбината в Волосове велось с грифом «ГВ» – государственной важности – и находилось под постоянным контролем ЦК КПСС и Ленинградского обкома партии.

Нас с Анатолием Николаевичем нередко вызывали «на ковер» в райком партии. Мы стояли по стойке смирно, возражать было бесполезно. Основным показателем в то время было выполнение плана. В силу различных объективных причин мы иногда не могли его выполнить. Но стоило нам сказать об этом инструктору или заведующему отделом, как он отвечал нам примерно следующее: «У вас сколько партбилетов? Может быть, два? Тогда один положите на стол!» А исключение из партии означало конец карьеры руководителя. Беспартийные не могли занимать руководящие должности, только члены КПСС. Им партийное руководство могло давать задания и требовать выполнения.

Помню, такой курьезный случай, правда, тогда было не до шуток. Мы только начинали строительство комбината, и вдруг А.А. Горбунову сообщили, что в Волосово с внеплановой проверкой выехал первый секретарь Обкома партии Романов.

Аркадий Антонович вызвал А.Н. Асаула и сказал:

– Анатолий Николаевич, дай мне срочно машину! Романов едет на оперативку в Волосово. Я должен там быть!

– Но ведь до Волосова 150 километров! Григорий Васильевич уже выехал, а у него машина «Чайка».

– Давай поедем вместе и постараемся успеть. Ты представляешь, что будет, если Романов приедет на стройку, а меня там нет?!

Короче говоря, Горбунов с Асаулом сели в самосвал и выдвинулись в Волосово. Самое удивительное, что успели вовремя! Как им это удалось? Дело в том, что осень, грязь, грунтовой дороги от Волосова до строящегося комбината (а это километров пятнадцать) не было. Романову пришлось в Волосове пересесть с «Чайки» на трактор. По дороге не строящийся объект Хозяин города и области, проезжая мимо капустных полей, вышел из трактора и стал проводить летучку с руководством совхоза.

В это время А.А. Горбунов и А.Н. Асаул на самосвале проехали по полевым дорогами и появились на стройке раньше высокого начальства.

Г.В. Романов остался доволен ходом строительства, о котором ему доложил управляющий трестом «Севзапэлеваторстрой» А.А.Горбунов и распорядился в течение месяца проложить асфальтовую дорогу от Волосова до стройки. Естественно, его приказ был выполнен в срок. Тогда иначе быть не могло!

Сказать, что было трудно – ничего не сказать, ведь мы с Анатолием Николаевичем находились на переднем крае строительства, «под бомбежками» со всех сторон. Раз в две недели на стройке проходили оперативки. Там собирались представители заказчика – Министерства заготовок и мы, подрядчики, представляющие Министерство сельского строительства России.

Что греха таить, обычно начальство устраивало нам разнос. Мне – за отставание в сроках бетонирования, монтажа, Анатолию Николаевичу – за недостатки в работе средств механизации. Мы, как могли, оправдывались, но существовал протокол, в котором записано: выполнить к такому-то сроку – и точка! Как ты этого добьешься – никого не интересовало.

Бывало, после таких оперативок мы с Анатолием Николаевичем заезжали к нему домой обсудить ситуацию, поужинать. Нас гостеприимно и хлебосольно встречала его жена Татьяна Николаевна.

Иногда мы с Анатолием Николаевичем отдыхали в сауне, которую в порядке шефской помощи наш трест построил школе олимпийского резерва, около станции метро «Елизаровская». Как же могли не быть у нас с Анатолием Николаевичем хорошие производственные и личные отношения, когда мы, можно сказать, не один пуд соли вместе съели?! Как утверждают учёные пуд соли два мужика съедают, примерно, за два года.

В тресте «Севзапэлеваторстрой» собралась отличная команда настоящих профессионалов. В этом, конечно, заслуга, прежде всего, управляющего трестом А.А. Горбунова. Аркадий Антонович сам постоянно повышал квалификацию и от нас требовал того же.

Я пять лет отучился в аспирантуре в научном центре нашего министерства, в Ивантеевке, под Москвой, и в конце 1980-х годов защитил кандидатскую диссертацию, стал кандидатом экономических наук. Вскоре защитил кандидатскую диссертацию и Анатолий Николаевич Асаул.

Во времена перестройки, в 1990-е годы, я продолжал работать начальником строительного управления, которое трансформировалось в малое государственное предприятие. А вот Анатолий Николаевич неуклонно продвигался вверх по служебной лестнице, стал главным механиком, потом – заместителем управляющего трестом, генеральным директором АООТ «Агростроймеханизация», а потом ОАО ГКО «Леноблагрострой».

И в науке я остановился на кандидатской диссертации, а Анатолий Николаевич защитил докторскую, стал профессором Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, подготовил более трех десятков кандидатов и докторов наук. Он постоянно ощущает пульс времени, создал новые направления в науке «Экономика недвижимости», «Сетевые организации в строительстве», написал об этом несколько книг, основал свою экономическую школу «Методологические проблемы эффективности региональных инвестиционно-строительных комплексов как самоорганизующейся и саморегулируемой системы». Сейчас везде пропагандируют новые технологии, а у Анатолия Николаевича много организационных новшеств, написаны книги на эту тему. Он настоящий эрудит, организатор и управленец, способный брать на себя риски. Он склонен к решительным действиям, направленным на извлечение выгоды из представившихся возможностей. Среди коллег, одно время, его даже называли «акулой».

‒ Борис Владимирович, не могли бы Вы назвать наиболее характерные черты, присущие Асаулу?

‒ Энергичность и работоспособность, творческое мышление, способность «заглядывать» в будущее, командное строительство, умение мобилизовать людей. и много других.

Анатолий Николаевич обладает особенностями: высокая степень целеустремлённости, энтузиазм, настойчивость, что проявляется в виде энергичности, стремлении двигаться вперёд и нетерпеливости. Если он что-то задумал, то готов тут же приступить к исполнению задуманного. У него повышенное чувство сопричастности и вовлечённости в деятельность не только возглавляемой им организации, но и всего треста.

Для Асаула, как управленца, характерна скорость и эффективность как в анализе, так и в шагах по реализации разработанной им стратегии. Но как обратная сторона медали, иногда это приводило к необдуманным и спонтанным движениям и решениям.

Анатолий проникает в суть дела и «зрит в корень» проблем. Я всегда удивлялся его способности отвлекаться от второстепенных деталей, видеть картину в целом и понимать её контекст. Его способности точно расставлять приоритеты как в мыслях, так и в действиях многие наши коллеги завидовали. Да и как иначе?! Ведь умение разглядеть потенциальные возможности, возникающие на горизонте и отделять «зёрна от плевел» необходимое качество успешного и целеустремлённого человека.

Меня всегда поражала способность моего друга принимать рискованные решения, особенно когда его правильность не очевидна, и умение пользоваться благоприятными возможностями.

Преподаватель, профессор А.Н. Асаул – великолепный. Дело в том, что многие преподаватели знают свой предмет чисто теоретически. Анатолий Николаевич сумел синтезировать науку с практикой, имея большой производственный опыт. Ведь он же заслуженный строитель РФ, почетный строитель России, награжден знаком «Строитель Санкт-Петербурга», а также высшей наградой Союза строителей России – орденом «За заслуги в строительстве». На лекциях он приводит примеры из практики своей и других строителей. При этом все у него научно обоснованно. Студенты слушают его, «открыв рот», узнают на его занятиях много нового, интересного.

Не смотря на то, что он создал успешно работающую научную школу, по собственному признанию, Асаул, проводит 80% времени, поглощая новую информацию в попытке понять экономику предпринимательства и открывающиеся возможности. Ещё раз скажу – он чрезвычайно целеустремлённый человек.

Анатолий Николаевич – надежный друг, всегда готовый помочь. Я работал в «Ленотделстрое», а он уже преподавал в ГАСУ. Как-то я посетовал:

– Годы идут, мне уже тяжеловато трудиться на стройках. Анатолий Николаевич помог, и я пять лет проработал доцентом в ГАСУ.

Анатолий Николаевич продолжает напряженно трудиться до сих пор, добиваясь новых, более высоких результатов в научно-педагогической деятельности. Он понимает границы своих познаний и старается всегда задействовать знания других людей и поэтому окружает себя людьми, обладающих другими познаниями.

Из книги Владимира Федорова "Город над вольной Невой"

Решетняк.png

Решетняк Б..png