День воинской славы России- День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 г.)
10.07.2016

День воинской славы России- День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 г.)


Сампсониевский собор - первый храм воинской славы в Санк-Петербурге сооружен в честь победы над шведами


Образ Преподобного Сампсония Странноприимца в Сампсониевском соборе в Санкт-Петербурге. Именно в день этого святого одержана Великая победа.


Каплуновская-Казанская икона Божьей Матери. По преданию при начале битвы Петр Первый велел носить Каплуновскую икону Богородицы перед полками и сам царь со слезами молил Царицу Небесную о победе. Его молитва была услышана: Потавская битва решила участь Карла.


Памятник Петру Первому открыт в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга







Из книги «Жизнь и судьба Анатолия Асаула». Книга 1. Малая родина / В.И. Федоров. –СПб.: АНО «ИПЭВ»,2014.- 256с. (с. 75-78)

Во время Северной войны Решетиловка и ее крепость, – продол- жает Анатолий Николаевич, – стали объектами большой истории. Известно, что в конце 1708 – феврале 1709 г. решетиляне оказали упорное сопротивление шведским войскам. И только в марте 1709 г. Решетиловка была захвачена шведами и превращена в опорный пункт, где разместился штаб генерал-майора Крейца. Шведский рот- мистр Я. Шеллинг показал на допросе: «В Решетиловке стоят под камандою генерала маеора Крейца лейб регимент рейтарский, в нем 12 рот, Оболенской рейтарской 8 рот, лейб регимент же драгунской Рейншелта 8 же рот, Оболенской драгунской, 10 рот» (Ф. 9. Кабинет Петра I и его продолжение. Отд. II. Кн. 10. Л. 237).

Копии этого документа, а также письма генерал-майора кн. А. Г. Волконского кн. А. Д. Меншикову о приближении шведов к Решетиловке 1709 г. февраля 23 (Ф. 9. Кабинет Петра I и его про- должение. Отд. II. Кн. 9. Л. 513-514); письмо генерал-фельдмаршала гр. Б. П. Шереметева Петру I о столкновениях со шведами и отступле- нии их от местечка Белоцерковки к Решетиловке 1709 г. марта 14 (там же. Л. 234); письмо Б. П. Шереметьева Петру I об отправлении 4 че- ловек «шпигов» в Решетиловку с заданием поджечь местечко 1709 г. марта 18 (там же. Л. 251); письмо Б. П. Шереметьева Петру I о по- лучении известия, что «неприятельских 7 полков кавалерии стоят в Решетиловке и сожжении этого местечка с приготовленным «их мно- гим провиантом» 1709 г. апреля 24 (там же. Л. 247–248); мнение ге- нерала Л. Н. Алларта на пункты, предложенные Б. П. Шереметьевым, в том числе о расположении гетмана Скоропадского в местечке Решетиловке с обозом «без багажу» со своими казаками и регуляр- ной кавалерией для «утомления» неприятеля 1709 г. июня 5 (там же. Кн. 8. Л. 1024 об. — 1025), свидетельствующие о роли Решетиловки в Северной войне, я подготовил для передачи Решетиловской район- ной библиотеке.

Дважды жители Решетиловки поджигали штаб шведских войск. Этих героев шведы поймали и казнили. Знаменитая Полтавская битва 10 июля 1709 г. имела для России громадное значение. День победы русской армии над шведами до сих пор отмечается как День воинской славы России.

Назначая генеральное сражение Северной войны, Петр I выбирал, дать ли его в день Тихвинской иконы Божией матери или на свои име- нины — в Петров день, но случилось так, что произошла Полтавская битва в день чудотворца Сампсония Странноприимца. О том, как про- ходило это грандиозное сражение русской армии во главе с Петром I со шведами, гениально рассказал А. С. Пушкин в поэме «Полтава»:

<…>

И грянул бой, Полтавский бой!

<…>

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть, и ад со всех сторон.

<…>

Но близок, близок миг победы.

Ура! Мы ломим; гнутся шведы.

8 июля 1709 г. на поле Полтавской битвы решетиловские казаки в составе Полтавского полка, под общим командованием Семена Палия воевали под знаменами русской армии.

Петр Великий записал в своем журнале: «Ибо непобедимые Господа шведы скоро хребет свой показали и от наших войск вся неприятельская армия весьма опрокинута». Он назвал эту викторию «русским воскресением». Она стала отправной точкой полной победы русских в долгой Северной войне. В войне, в которой Россия, «прорубая окно в Европу», боролась не просто за выход в Балтику, а за статус империи и новое положение в Европе. И хоть продолжалась та война после Полтавы еще 12 лет, но исход ее уже был предрешен в этом небольшом малороссийском городе. Полтава стала «Сталинградом» Северной войны. Результаты ее изменили расклад геополитических сил в Европе на весь XVIII век, а Россия предстала новой европейской державой.

После окончания битвы Петру с его армией находиться в Полтаве стало невозможно «из-за смрада от мертвых тел». Русское войско передислоцировалось 13 июля 1709 г. в Решетиловку, которая тогда называлась заставой. Царь пробыл в Решетиловке с 13 по 19 июля, за- нимаясь военными распоряжениями. 14 июля Петр I в окрестностях Решетиловки устроил маневры русских и пленных шведских войск. «Действия эти Петр Великий следил по часам и убедился, что его войско в военном искусстве превосходит шведов». А потом был пир, и Петр поднимал кубок за своих «учителей». На следующий день Петр Великий отправил Колычеву в Воронеж распоряжение о закладке военного флота. 17 июля он подпи- сал «Решетиловские статьи», определяющие порядок управления Левобережной Малороссией, а также провел совещание, на котором было решено, что фельдмаршал Шереметьев со своей пехотой и ча- стью конницы отправится осаждать Ригу, а князь Меншиков с большей частью кавалерии — в Польшу, где, соединившись с генералом Гольцем, будет сражаться против Лещинского и шведов. 18 июля – день награждения победителей: генералов, офицеров, солдат. 19 июля Петр I поблагодарил за присвоение ему звания вице- адмирала флота (в действующей армии — генерал-лейтенанта): «И хотя я еще столь не заслужил, но только ради единого вашего благоутробия сие мне даровано, в чем молю Господа сил, дабы мог вашу такую милость и впредь заслужить». В этот же день государь отбыл из Решетиловки и отправился через Лубны и Березань на Киев. А Решетиловка еще некоторое время оставалась местом дислокации Преображенского полка. Как гласит предание, уставший царь, уезжая, в сердцах воскликнул, что Решетиловке «не суждено быть градом ни- когда!». И неудивительно, — замечают краеведы В. Н. и И. В. Козюры в своей книге «Решетилiвщина: iсторiя i сучаснiсть. Краэзнавчий на- рис» (Полтава: ВАТ «Вид-во «Полтава», 2002. С. 9), что за прошед- шие века решетиловцы, в отличие от соседей-полтавчан, так и не воз- вели даже простейшего памятника или обелиска в честь высокого, но «неблагодарного» гостя.